- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Влияние реформ Шан Яна на развитие Китая после его смерти
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006675 |
Тема: | Влияние реформ Шан Яна на развитие Китая после его смерти |
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО ФАКУЛЬТЕТ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАФЕДРА ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ РЕФЕРАТ на тему: Шан Ян и его реформы Выполнила: Студентка 1 курса Группы №341715 Симонова Д.Д. Научный руководитель: к.и.н., доцент Кузина Н.В. Нижний Новгород 2017 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………... 3 1.Биография Шан Яна……………………………………………………………. 4 2.Предпосылки проведения реформ Шан Яна в 4 веке до н.э………………….5 3.Цели,направленность и содержание реформ Шан Яна……………………...10 4.Итоги и завершающий этап проведения реформ Шан Яна в 4 веке до н.э…14 5.Влияние реформ Шан Яна на развитие Китая после его смерти……………16 Заключение……………………………………………………………………….18 Литература………………………………………………………………………..19 Введение Изучение исторического развития Китая и становления государственности не возможно без обращения к периодам спада и роста социально-экономических показателей. Период Чжаньго по своей сути являлся этапом завершения трансформации чжоуского общества. Это было время серьезных сдвигов во всех сферах жизни Китая, от производительных сил до идейных споров, от ведения войн до заселения окраин. Социальная обстановка, сложившая к этому моменту, свидетельствовала о наличии существенных противоречий между возможностями населения и стремлениями власти. Постоянные междоусобные войны на территории Китайской империи, систематические набеги со стороны, природные катаклизмы и многие другие факторы оказывали влияние на население страны в целом. Переход государства на новую ступень развития естественно требовал коренных изменений всех сфер жизнедеятельности страны с целью укрепления государственности. Именно поэтому особого внимания и пристального изучения заслуживают реформистские идеи, опираясь на которые происходило изменение в государстве Китая. Вклад в развитие страны такого выдающегося политического деятеля как Шан Яна в до 4 в. н. э. нельзя недооценивать. Данный реформатор придя к власти в Китае, старался внести серьезные изменения в государственное устройство. Так, Шан Ян, начиная с 356 года до н. э. провёл ряд важнейших политических и экономических реформ, направленных на абсолютизацию царской власти, подрыв экономического и политического положения родовой аристократии, укрепление положения общинной земледельческой верхушки. В целом реформы данного политического деятеля имеют различные идеи, анализу и описанию которых посвящена данная работа. Целью нашей работы является изучение предпосылок, целей, направленности и содержания реформ Шан Яна в 4 в. до н. э Объектом исследования выступают специфические особенности реформ Шан Яна в 4 в. до н. э Предмет исследования – политические и экономические реформы в Китае. Задачи: Изучить предпосылки реформ Шан Яна в 4 в. до н. э Рассмотреть и проанализировать специфические особенности реформ Шан Яна в 4 в. до н. э Провести анализ эффективности проведенных реформ и выяснить их влияние на развитие Китая. 1.Биография Шан Яна Шан Ян (Прави?тель о?бласти Шан, собственное имя — Гунсунь Ян, 390 до н. э. — 338 до н. э.) — выдающийся китайский мыслитель, один из основоположников легизма — философско-политического учения, противного учениям даосизма и конфуцианства. Выходец из обедневшей аристократической семьи царства Вэй, Гунсунь Ян покинул родину и в 361 году до н. э. поступил на службу к царю царства Цинь Сяо-гуну (правил в 361—338 годах до н. э.), при котором стал первым советником. Начиная с 356 года до н. э. провёл ряд важнейших политических и экономических реформ, направленных на абсолютизацию царской власти, подрыв экономического и политического положения родовой аристократии, укрепление положения общинной земледельческой верхушки. Впервые в истории Китая закрепил частную собственность на землю. За заслуги был пожалован областью Шан, правителем которой стал. В 338 году до н. э., после смерти Сяо-гуна и восшествия на престол Хуйвэнь-вана (правил в 338—325 годах до н. э.), был обвинён в измене. Бежал в царство Вэй, затем в принадлежавшую ему область Шан, где им была набрана собственная армия. Был разбит в сражении и казнён. В современной историографии Шан Ян известен прежде всего как человек, первым сформулировавший законченный принцип тоталитарного государства. До нашего времени дошёл принадлежащий ему трактат «Книга Правителя области Шан» (Шан Цзюнь Шу). 2.Предпосылки проведения реформ Шан Яна в 4 веке до н. э. Период с V до III вв. до н. э. в Китае получил название Чжаньго («Борющиеся царства»), поскольку именно это время характеризовалось междоусобной борьбой семи крупнейших царств. К этим семи, кроме трех новых царств (Вэй, Чжао и Хань, на которые распалось некогда крупнейшее царство Цзинь), относились также Цинь, Ци, Янь и Чу. Небольшие царства в этот период не оказывали существенного влияния на политическую ситуацию. В большинстве из них в период Чжаньго были проведены реформы легистского типа. Но наиболее полно и радикально такие реформы были осуществлены в Цинь в середине IV в. до н. э. знаменитым теоретиком легизма министром-реформатором Шан Яном [7, с.202]. Предпосылками проведения коренных реформ в Китае явились следующие характеристики общества: Активное использование железа. Данный показатель оказал существенное влияние на рост производительности труда и увеличение возможностей человека благодаря изменениям в практике обработки железа и изготовления железных орудий труда. Железные орудия позволили обрабатывать новые земли, быстро возводить необходимые ирригационные сооружения, изготовлять многие ремесленные товары для рынка. Помимо этого, использование железа послужило для изменения и реформации вооружения Китая, что естественным образом сказалось на изменении стратегии и тактики боевых действий. Освоение новых земель. Огражденное естественными рубежами — рекой Хуанхэ и горными хребтами, царство Цинь было более или менее защищено от вражеских вторжений. В то же время оно занимало удобные стратегические позиции для наступления на соседние царства и племена. Земли Циньского царства, расположенные в бассейнах рек Вэйхэ, Цзинхэ и Лохэ, были очень плодородны. В середине III в. до н. э. одновременно с созданием канала «Чжэн Го» здесь были проведены работы по осушению болот, что значительно повысило урожайность полей. С проведением ирригационных работ эти области стали самыми плодородными областями древнего Китая. Интенсивное развитие торговли и товарно-денежных отношений. По территории царства Цинь проходили важные торговые пути, и торговля с соседними племенами явилась одним из источников его обогащения. Особое значение для государства Цинь имела торговля с северными племенами — посредниками в торговле древнекитайских царств со странами Средней Азии. Основными предметами вывоза из Цинь были железо и железные изделия, соль и шелк. От скотоводческих племен севера и северо-запада цинь-цы получали шерсть, шкуры и рабов. На юго-западе царство Цинь торговало с жителями областей Му и Ба. Развитие рабства. По сравнению с предшествующими периодами развития страны количество рабов иноплеменников существенно возросло. Одновременно увеличилась и численность рабов из числа самих чжоусцев, представлявших собой не только кабальных должников, но также и преступников типа каторжников, принадлежавших государству и использовавшихся на тяжелых работах. Необходимо отметить, что также расширилась сфера применения рабского труда (они являлись рабочей силой в разбогатевших частных хозяйствах). Усиление частного сектора с одновременным снижением влияния системы привилегий титулованной наследственной знати привело к тому, что простолюдины в ряде случаев начинали выбиваться наверх, играть важную роль в обществе, благодаря тем или иным заслугам. Они порой становились богаче и влиятельнее князей. В результате комплексного воздействия данных факторов на социально-экономическую ситуацию создавалось явное противоречие между объективной тенденцией социально-экономического процесса (процветание частного собственника в богатеющей дефеодализованной структуре) и субъективными устремлениями правителей, нуждавшихся в строгом контроле над подданными во имя интересов казны. Нужны были срочные реформы, целью которых должно было стать усиление централизованной администрации в новых экономических условиях, с учетом всех изменений. Естественно, что наилучшим образом могли учесть все необходимые изменения именно реформаторы-легисты с их ставкой на строгие административные предписания, жесткий контроль, дисциплину и стремлением поставить разбогатевшего в неземледельческой сфере частного собственника на место [6]. Неудивительно, что в возникшем на этой основе и после этого фактически заново сильном централизованном государстве за основу был принят легистский тезис о приоритете сильной центральной власти, имперского принципа администрации. И хотя легизм в его чистом виде оказался чересчур жесткой для Китая структурой, сама имперская идея на два тысячелетия с лишним определила будущее страны. Вполне естественно, что сильная государственная власть, созданная за счет масштабных реформ Шан Яна, требовала постоянного контроля. Однако с течением времени, когда к власти в стране приходили многочисленные слабые и безвольные приемники, их контроль за властью на местах был существенно ослаблен. Данные факторы способствовали нагнетанию напряженности вкупе с не устоявшейся системой комплектования аппарата чиновников. К власти на местах, как правило, приходили выдвиженцы из выпускников столичной конфуцианской школы Тай-сюэ, кто лучше других выдерживал конкурсные экзамены, либо протеже должностных лиц. Отсутствие должного контроля и отбора чиновников на местах существенно сказывалось на качестве административного управления в целом. Кроме того, слабости неустоявшейся системы комплектования чиновников способствовало ожесточенное соперничество местной элиты с формирующимся имперским бюрократическим аппаратом. Ослабевавшая в условиях кризиса бюрократия центра старалась сохранить в своих руках контроль за администрацией по всей империи, а сильные дома, т. е. влиятельные представители местной элиты, всячески противодействовали этому. Они выдвигали своих представителей, которые стремились, и небезуспешно, комплектовать низшие эшелоны власти, уездные органы управления. А так как закрепление на том или ином служебном посту было очень выгодным для данной семьи (некоторые из них выдвигали своих представителей на ту или иную должность на протяжении ряда поколений и считали эту должность уже как бы своей) и оказывалось предметом зависти со стороны соперничавшей с ней, то неудивительно, что вскоре остро встал вопрос о праве на должность или, точнее, о критериях для назначения на нее. Развитие процесса приватизации и товарно-денежных отношений привело к тому, что неравенство между населением стало проявляться более явно, чем ранее. В деревнях возникали крепкие хозяйства, которые быстро богатели и прибирали к рукам все новые и новые земли, превращая их вчерашних обладателей в арендаторов и наемников. Возникавшие на этой экономической основе так называемые «сильные дома» делили между собой (порой в ходе жестокого соперничества) власть и влияние. Обездоленные крестьяне нередко должны были покидать свои родные места и в результате оказывались в положении зависимых от деревенских богатеев. Вынужденные в условиях неэффективной власти центра сами заботиться о своем благополучии, сильные дома обрастали набранной из неимущих и пришлых людей домашней стражей (буцюй), которая в критической ситуации могла выступать как вполне боеспособное воинское формирование [12]. Ворочая многими миллионами, а то и десятками миллионов монет, о чем часто упоминается в источниках, сильные дома не только становились общепризнанной и имеющей реальную власть элитой империи, но и обретали возможности для влияния на аппарат администрации. Более того, аппарат администрации на уровне уезда и округа в основном комплектовался именно из представителей этих сильных домов и уж во всяком случае, сильно зависел от их «общего мнения» [14]. Такое накапливание власти и силы естественно привело к возможности оказания влияния сильных домов на административный аппарат страны и способствовало их тесной взаимосвязи и взаимовлиянию. Фактически на административные должности стали назначаться представители сильных домов, а чиновники становились владельцами больших земельных наделов, что привело к слиянию этих двух пластов населения. Сплетение интересов деревенской имущественной элиты и аппарата администрации на местах в свою очередь резко усугубляло экономический кризис, что влекло за собой дальнейшее ослабление и политическую децентрализацию государства. Социальная ситуация в империи таким образом была весьма затруднительной, а в некоторых отношениях критической. Помочь решить сложные проблемы могли лишь решительные реформы. Следует так же вспомнить философско-плитический трактат «Книга правителя»,в котором Шан Ян первым сформулировал законченный принцип тоталитарного государства.В данном трактате содержатся свитки и рассуждения политика об управлении государством,земле,войне и т.д.Прочитав их можно понять характер правления Шан Яна: Свиток первый Земледелие и война Обычно правитель поощряет людей (при помощи двух средств): казенными должностями и рангами знатности; государство добивается процветания: земледелием и войной. Ныне все люди добиваются казенных должностей и рангов знатности, не занимаясь земледелием и войной, а при помощи ловких рассуждений и пустых учений. Это и называется делать людей ленивыми. У того, кто делает людей ленивыми, государство непременно ослабеет, а у того, чье (государство) ослаблено, оно непременно будет расчленено. Устранение сильных Если государством (управляют) при помощи добродетельных методов, в нем непременно появится масса преступников. Если государство богато, а управляют им, словно оно бедно, это называется удваивать богатство, а вдвойне богатое (государство) сильно. Если государство бедно, а управляют им, словно оно богато, это называется удваивать бедность, а вдвойне бедное (государство) - слабо. Земледелие, торговля и управление три основные (функции) государства. Если (правитель) добивается хорошего управления с помощью закона, (его государство) станет сильным; если правитель добивается хорошего управления, опираясь на добродетельных чиновников, (его государство) будет расчленено. (Если правитель) умело направляет три основные функции (государства), он может (безболезненно) заставлять людей менять их занятия. Когда возглавляешь большое государство, управляй им, словно малой страной; а когда стоишь во главе малого государства, управляй им, словно большой страной. Свиток второй. Рассуждение о народе Сплоченность (людей) и взаимная поддержка (проистекает оттого, что ими) управляют как добродетельными; разобщенность людей и взаимная слежка (проистекают оттого, что ими) управляют словно порочными. Там, где (к людям относятся) как к добродетельным, проступки скрываются; там же, где (к людям относятся) как к порочным, преступления жестоко караются. Когда проступки скрываются народ победил закон; когда же преступления строго наказываются - закон победил народ. Когда народ побеждает закон, в стране воцаряется беспорядок; когда закон побеждает народ, армия усиливается. Поэтому-то и сказано: "Если управлять людьми, как добродетельными, то неизбежна смута, и страна погибнет; если управлять людьми, как порочными, то всегда утверждается (образцовый) порядок, и страна достигает могущества". Наказания порождают силу, сила порождает могущество, могущество порождает величие, вселяющее трепет, а величие, вселяющее трепет, порождает добродетель. Итак, добродетель ведет свое происхождение от наказания. Свиток третий. Рассуждения о едином Когда создается государство, надлежит систему правления привести в соответствие с (нуждами) времени; когда вводятся законы управления, надлежит поступать осторожно; когда стремятся направить все усилия на Единоея1, надлежит действовать осмотрительно; когда занимаются основным делом, надлежит сосредоточить его в одних руках. Когда система правления соответствует (нуждам) времени, обычаи государства могут быть изменены, и народ будет следовать установленному порядку. Если законы управления ясны, чиновники не будут нарушать (их). Если все усилия государства направлены на Единое, то и людей (легче) использовать. Введение законов Я слышал, что когда мудрые правители древности вводили законы, люди не совершали нарушений; когда выдвигали за дела, способности людей развивались; когда вводили поощрения, армия была грозна. Эти три (принципа) являются основой хорошего управления. : Введение основных правил Закон должен стать обычаем; (когда он станет обычаем), (государство) будет иметь в избытке все, в чем нуждается. Свиток четвертый. Награды и наказания То, что называют "установить единые (правила) наказаний", означает: ранги знатности не спасают от наказаний. Об основах политики Справедливым называют (такое положение), когда сановники преданны, когда сыновья почтительны с родителями, когда младшие соблюдают ли в отношении старших, когда установлено различие между мужчинами и женщинами; (но все это достигается) не путем справедливости, а путем неизменных законов. Свиток пятый. Правитель и сановники Метод, при помощи которого умный правитель управляет Поднебесной, заключается в следующем: надлежит во всех делах следовать закону, а награждать согласно личным заслугам. Через некоторое время правительство, оставшееся в руках аристократии, взвалило на крестьян прежнее бремя с помощью подушного, поземельного и ряда других налогов - прямых и косвенных. Таким образом, предпосылками проведения реформ в Китае было фактическое социальное напряжение, обусловленное увеличением влияния отдельных слоев общества на государственные аппараты управления и ухудшение положения всего населения, а также стремление государства вернуть себе сильную власть и контроль за всем населением. 3.Цели,направленность и содержание реформ Шан Яна Реформы Шан-Яна коснулись многих сторон жизни общества: экономической, социально-политической, государственно-правовой.Основной целью реформ Шан Яна выступала полная реорганизация общества, для изменения которой были предприняты комплексные методы воздействия на население. Прежде всего, опираясь на свои представления о механизме процветания государства основой которого являются успехи в земледелии и военном деле, новый министр начал свои реформы именно с этих сфер. Также он произвел реформирование уголовной, административной систем, была унифицирована система мер и весов, система налогообложения и т. д. Отражая интересы новой, имущественной знати, реформы Шан Яна были направлены на разрушение общинных связей и прокладывали путь дальнейшему развитию частнособственнических отношений в Циньском царстве. Ядром его преобразований была аграрная реформа. Земля стала объектом купли-продажи, заклада. Размер земельных участков не ограничивался. Земли больших семей подлежали разделу. «Если в семье было двое сыновей, не разделивших имущество, то с них взыскивался двойной налог». Эти меры окончательно разрушили прежнюю родовую общину. Те, кто давали казне больше зерна, ткани, превосходили других в трудолюбии, могли освобождаться от повинностей. Те, кто «стремился к выгоде посредством второстепенных занятий», лентяи, бездельники могли быть обращены в государственных рабов. Вероятно, речь шла об изгоях, потерявших источник существования. Народ получил общее, универсальное звание -«черноголовые». Земельная реформа Шан Яна сводилась, прежде всего, к строгой регламентации общинного землепользования. Согласно его указам земля стала свободно покупаться и продаваться. Основные методы реформирования: 1)Угроза двойного налогообложения. Суть данного метода воздействия состояла в том, что большие семьи должны были быть разделены на малые, каждой из которых следовало обзавестись собственным хозяйством. 2)Система круговой поруки. Каждые пять дворов объединялись в бао - поручительскую единицу, а десять дворов - в лянь - поручительское звено. Если один из членов бао или лянь совершал преступление, остальные должны были донести, в противном случае их разрубали пополам. Донесший же получал награду, как убивший врага. Таким образом, все жители Цинь были обязаны следить друг за другом и отвечать друг за друга. 3)Широкое использование рабочей силы иммигрантов из других царств, где земли было мало, а людей много. Шан Ян предложил им на выгодных условиях осваивать годные для земледелия циньские территории с тем, чтобы за этот счет пополнить казенные амбары и без ущерба для казны высвободить часть циньцев для укрепления армии. 4)Введение императорской монополии на воду. Особое управление ведало всеми шлюзами, плотинами и оросительными каналами. При этом надо иметь в виду, что в эпоху Цинь ирригация стала играть в сельском хозяйстве исключительно большую роль. Фактически узаконение продажи и заклада земли неизбежно влекли за собой, с одной стороны, быстрое разорение общинников, терявших землю, которой они владели раньше по праву принадлежности к общине, а с другой — концентрацию земли в руках новой, торгово-ростовщической знати. Вместе с тем согласно указам Шан Яна земледельцы были освобождены от трудовых повинностей. Важное значение имело введение общегосударственной системы веса, длины, объема. Жители объединялись в десятки и пятерки семей, связанных круговой порукой. Они отвечали за проступки своих членов. Вводилась табель наказаний. Недоносительство, укрытие преступника каралось смертной казнью. Доносчику полагалось вознаграждение. Прежнее деление жителей по племенам, родам отменялось, вводился территориальный принцип строения государства. Остатки общинного самоуправления исчезли. Во главе уездов ставились царские чиновники: воеводы, инспектора. Раздробленность страны, сепаратизм заменялись более централизованным управлением во главе с императором. Чиновникам предписывалось чтить не только волю монарха, но и законы. Вместо прежних родовых обычаев стал господствовать закон. Шан-Ян напоминал, что существуют разные источники права: обычаи, законы, указы царя. «Законы предназначены для наставления народа, для преодоления ошибочного и ложного, для искоренения вредных обычаев, чтобы поощрить людей к добру». Он сожалел, что народ и чиновники предпочитают действовать по обычаям, а не по законам, уложениям, указам. Неповиновение законам равнозначно умышленному преступлению. Для проверки соблюдения законности на места направлялись отряды инспекторов, уполномоченных, наделенных правом увольнять чиновников, виновных в нарушении законности, привлекать их к ответственности. «Порядок в государстве достигается тремя путями: законом, доверием народа и властью». Закон - это то, чего сообща придерживаются правители и сановники. Власть - это то, чем распоряжается правитель. Если правитель и сановники пренебрегают законом, действуют исходя из личных побуждений, неизбежна смута. Закон должен проводить четкое разграничение прав и обязанностей. Всякий, кто нарушит закон в корыстных целях, не добьется хорошего правления. Мудрый правитель должен опираться на закон, не злоупотреблять им в своих личных интересах, иначе потеряет доверие народа. Хорошим чиновником считался тот, кто знал законы, указы, уложения, был компетентен, хорошо служил правителю, был неподкупен, честен, не брал взяток. К дурным чиновникам отнесены те, кто «не сведущ в законах, не умеет вести дела, корыстолюбив, не заботится о служении своему правителю, не энергичен, болтлив, бесстыден, оскорбляет людей, не знает чувства справедливости, стремится к самовозвеличиванию. Такие люди таращат глаза, сжимают кулаки, чтобы показать свою власть и силу, с самозабвением болтают, что им взбредет в голову, дабы показать свою способность управлять людьми. Они обычно задирают свою голову, смотрят на нижестоящих с пренебрежением. Такие самодуры, тупицы не могут считаться хорошими администраторами и подлежат увольнению или наказанию». Это была первая в истории аттестация чиновников-бюрократов. Одновременно происходило реформирование системы взимания налогов. Шан Ян ввел новый налог вместо прежнего земельного налога, составлявшего 1/10 часть урожая. Согласно его требованиям налоги на землю стали выплачиваться исходя из расчета количества обрабатываемой земли. Такие изменения в налоговом законодательстве обеспечивали правящему классу Циньского царства ежегодный постоянный доход, который ни коим образом не зависел от природных факторов, как то засухи, наводнения, неурожаи. Все природные катаклизм теперь всей тяжестью ложились на земледельцев. Новая система взимания налогов обеспечивала огромные средства, необходимые правителям царства Цинь для ведения войн[12]. Военная реформа Шан Яна была направлена не только на увеличение боеспособности и мощи армии, но и на изменение отношения к ней населения. С этой целью им были поведены мероприятия направленные на повышение престижности воинского дела, введен новый воинский устав предусматривающий строжайшую дисциплину.Вместо прежнего ополчения было сформировано постоянное войско - главная опора государства. Ударной силой армии стала конница, древние боевые колесницы снимались с вооружения. Солдаты делились на пятерки и десятки, у них также вводилась круговая порука, взаимная ответственность. Для знати единственным путем к богатству и карьере должна быть военная служба. «Все привилегии и жалования, чиновничьи должности и ранги знатности должны даваться лишь за службу в войске, иных путей не должно быть. Ибо только таким путем можно из умного и глупого, знатного и простолюдина, храброго и труса, достойного и никчемного - из каждого из них выжать все знания, всю силу мышц и заставить рисковать жизнью ради правителя» [6]. Реформы Шан-Яна нанесли сильный удар по прежней родовой аристократии, на первое место вышли сословие военных и преуспевающие богачи, новые землевладельцы. Был сделан важный шаг по пути развития рыночного хозяйства, к феодализму, хотя рабство, как институт, еще сохранилось не одно столетие. Отмена всех социальных различий, связанных с происхождением и знатностью, позволила Шан Яну произвести трансформацию системы социальный рангов, которая за военные заслуги позволяла приобретать льготы и привилегии, вплоть до права на должностное владение и доход с него. Шан Яном было создано 18 степеней знатности за военные заслуги. За каждого взятого в плен и убитого врага полагалась одна степень. При Шан Яне только военно-служилые люди считались полноправными гражданами; их порабощение запрещалось законом [11]. Перевооружение и реорганизация армии подразумевали, прежде всего, изменение ее состава. Конница заменила собой боевые колесницы, составлявшие основу военной мощи прежней потомственной аристократии. Бронзовое оружие постепенно заменялось новым — из железа. Длинную верховую одежду воинов сменила короткая, как у кочевников, куртка, удобная для передвижения и боя. Армейская жизнь также была подчинена системе круговой поруки, в соответствии с которой все воины были разделены на пятерки и десятки. Солдаты, не проявившие должного мужества, подвергались тяжелому наказанию. После проведения военной реформы Шан Яна циньская армия стала одной из самых боеспособных армий древнекитайских царств. Шан-Ян изложил свое мнение о равенстве людей перед законом. Важное средство установления и поддержания такого равенства он усматривал в единстве поощрения, награды и наказания. «Всякий, кто ослушается приказа царя, нарушит государственный запрет, либо выступит против порядка правителя, должен быть казнен. К нему нельзя проявить снисхождение, будь он первым советником царя, полководцем, сановником или простолюдином». Ранги знатности не спасают от наказания. Уголовное законодательство эпохи Цинь следует идеям Шан Яна. Оно основывается на принципе круговой поруки. За каждого человека отвечали шесть его родственников. Преступника казнили, а связанных с ним круговой порукой родственников обращали в государственных рабов. Другой формой круговой поруки было связано чиновничество: вместе с провинившимся чиновником тому же наказанию подвергался тот, кто рекомендовал назначить его на эту должность, а также все чиновники, знавшие, но не сообщившие о преступлении. Еще одной формой круговой поруки была казнь «родственников трех ветвей родства»: то есть родственников по линии отца, по линии матери и по линии жены. Указ гласил: «На всех родственников преступника трех ветвей родства, прежде всего, поставить клеймо, отрубить правую и левую пятки, забить их палками до смерти, затем отрезать головы, а мясо и кости бросить на городской площади. Если преступник был клеветником или заклинателем, то ему сперва отрезать язык. Вот это и называется казнью через пять наказаний» [4]. Смягченной формой было уничтожение только рода преступника. Существовало необычайное изобилие видов смертной казни: четвертование, разрубание пополам, разрубание на части, обезглавливание и выставление головы на площади, медленное удушение, закапывание живьем, варка в котле, выламывание ребер, пробивание темени. Другие наказания включали вырезание коленных чашечек, отрезание носа, кастрацию, клеймление и битье палками. Широко распространено было осуждение на различные работы на сроки от нескольких месяцев до нескольких лет и обращение в государственных рабов [16]. Реформы Шан Яна также коснулись бюрократического аппарата, что проявилось в определении четкого размера вознаграждения за работу. Все многочисленные чиновники, вплоть до самых высших, получали за свой труд твердо фиксированное жалованье из государственных хранилищ, чаще всего натурой, в виде определенного и зависевшего от должности и ранга количества зерна. Лишь считанные представители 19—20-го рангов имели право на кормления, т. е. на взимание налогов с крестьян определенной пожалованной им в условное владение территории, но при этом административной власти в рамках этой территории они не имели, их права там ограничивались взиманием налогового сбора. Строго централизовано и хорошо организована была и система разнообразных и весьма тяжелых государственных повинностей, будь то гигантские строительные работы, обязанность снабжать арию, возить продовольствие и снаряжение, участвовать в общественных работах на местах и т. п. В целях централизации государства Шан Яном было проведено новое административное деление по территориальному принципу, нарушавшее прежние границы, по-видимому, связанные по своему происхождению еще со старым родоплеменным делением. Все царство Цинь было разделено на 41 (а по некоторым данным, на 31) уезд (сян). Уезды дробились на более мелкие подразделения, во главе каждого были поставлены государственные чиновники. Самыми мелкими административными единицами стали связанные круговой порукой объединения из 10 и 5 семей [18]. Таким образом, сравнение реформ Шан Яна позволяет увидеть разную целевую группу, на которую ориентировались реформаторы. Если для Шан Яна эту группу представляли собственники земли или так называемая торгово-ростовщическая знать, обладающие определенными богатствами, а также воинская знать, приобретшая материальные блага за счет службы на благо империи. Шан Ян в разработке земельной реформы склонялся к строгой регламентации общинного землепользования и возможности свободной купли-продажи земли. Т. е. он выступал за частную собственность. В проведении реконструкции общества было жестокое тотальное притеснение народа. 4.Итоги и завершающий этап проведения реформ Шан Яна в 4 веке до н.э Анализ проведенных Шан Яном реформ позволяет утверждать, что система государственного управления, предложенная им дала немалый эффект, причем весьма быстрый. Опора на тотальный контроль населения, жестокие наказания за провинности, система круговой поруки, а также меры направленные на снижение уровня образованности населения позволили за очень короткие срок осуществить в Китае несколько грандиозных проектов, оказавших влияние на состояние страны. Во-первых, государство осуществляло строительные работы в неслыханных до того размерах. Это строительство Великой Китайской стены, которая протянулась на многие тысячи километров. Район стены был соединен со столицей дорогой, которая шла прямо с севера на юг, не обходя естественных препятствий. Рабы прорывали горы, засыпали долины, проводили прямой путь. Громадные силы расходовались на строительство дворцов (в окрестностях столицы было возведено 270 дворцов), Грандиозным было и строительство столицы с ее колоссальным дворцовым комплексом Эфангун, а также сооружение императорской гробницы. Были построены грандиозные, так называемые императорские, дороги, пересекавшие страну из конца в конец. Ширина этих дорог достигала 50 шагов, посредине шла на возвышении дорога около 7 м, предназначенная для путешествий императора и его свиты. Естественно, что такой размах строительства обошелся многие сотни тысяч жизней мобилизованных крестьян и рабов [21]. Во-вторых, масштабные боевые действия привели к расширению территориальных границ Китая. Успешные войны на севере позволили оттеснить гуннов (сюнну) за Великую стену. Походы на юг привели к присоединению к империи значительных территорий племен юэ, в том числе и северной части современного Вьетнама. Очевидный военный и экономический эффект легистских реформ и всей деспотически организованной казарменной администрации Цинь был достигнут за счет крайнего истощения людских ресурсов. Народ стонал от тяжести, взваленной на него ноши. Бежавших от повинностей и высказывавшихся против проводимых Шан Яном реформ, ловили и жестоко наказывали. Основное направление учения Шан Яна - стремление к созданию «идеального государства», в котором «устранены частные интересы», любовь к ближним вытеснена любовью к государственным порядкам, все помыслы населения сосредоточены на Едином, и система эта скреплена доносами, круговой порукой и суровыми наказаниями. Не смотря на то, что общее недовольство реформами у населения было весьма велико, Шан Яну удавалось подавлять эти проявления. Необходимо отметить, что даже после его гибели реформы Шан Яна не были отменены и привели, как он и утверждал, к тому, что царство Цинь добилось гегемонии в Поднебесной. В III в. до н. э. Китай был объединен в высокоцентрализованное государство – «Империю Цинь», в котором еще более последовательно и в большем масштабе воплотились идеи Шан Яна [5]. Таким образом, реформы, проводимые Шан Яном в Китае, способствовали усилению воинской мощи государства, в результате чего были существенно раздвин....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: